Поддержать нас
Беларусы на войне
  1. Беларуска назвала свою пенсию после 37 лет работы и попросила других поделиться цифрами. Суммы заметно отличаются
  2. Возле Дроздов в Минске есть секретная многоэтажка — информации о ней минимум. Но всплыли данные об одной из квартир
  3. Пропагандист заявил, что 196 политзаключенных, об освобождении которых ранее не было известно, уже на свободе
  4. Беларусь получила щедрый «подарок» из-за границы — его масштабы впечатляют. Но такие «презенты» несут риски для нашей страны
  5. «Мы отрежем Крым от России». Командующий Силами беспилотных систем Украины Бровди о стратегии ударов
  6. На авторынке «умирает» один из дилеров
  7. «Меньше кофе надо было пить, не напьетесь вы этого кофе вечно». Беларуску оставил на заправке рейсовый автобус — кто прав
  8. Без Трампа, но с крупной победой. Сборная США ярко стартовала на домашнем чемпионате мира
  9. Можно ли внезапно умереть от испуга, плохих новостей или сильного стресса — рассказываем


/

Популярный заменитель сахара эритритол, широко используемый в продуктах с маркировкой «без сахара», может быть связан с повышенным риском инсульта и негативным воздействием на клетки мозга. К такому выводу пришли исследователи из Университета Колорадо в Боулдере.

Изображение используется в качестве иллюстрации. Фото: pixabay.com

Работа опубликована в журнале Journal of Applied Physiology. Ученые изучали влияние эритритола на клетки сосудов мозга и обнаружили ряд изменений, потенциально ухудшающих работу кровеносной системы.

Эритритол — это сахарный спирт, одобренный регуляторами США еще в 2001 году. Он широко используется в низкокалорийных продуктах: от протеиновых батончиков и мороженого до диетических напитков. Он почти не содержит калорий и не влияет существенно на уровень инсулина, поэтому часто применяется в диетическом питании.

Однако новые данные указывают на возможные риски. В более раннем исследовании клиники Cleveland Clinic у 4000 участников было выявлено, что повышенный уровень эритритола в крови связан с более высокой вероятностью сердечного приступа или инсульта в течение трех лет.

В новом лабораторном эксперименте ученые обрабатывали человеческие клетки сосудов мозга дозой эритритола, сопоставимой с количеством в одной порции напитка без сахара. Уже через несколько часов наблюдались заметные изменения.

Клетки вырабатывали меньше оксида азота — вещества, которое помогает расширять сосуды, и больше эндотелина-1, который, наоборот, вызывает их сужение. Также снижалась способность клеток вырабатывать вещества, разрушающие тромбы, при этом усиливалось образование реактивных форм кислорода, способствующих повреждению тканей и воспалению.

По словам исследователей, такие изменения могут приводить к сужению сосудов и ухудшению способности организма предотвращать образование тромбов, что в теории повышает риск инсульта.

Ученые также отмечают, что даже одна стандартная порция продукта с эритритолом может влиять на клетки, а при регулярном употреблении эффект может быть сильнее.

При этом авторы подчеркивают, что исследование проводилось в лабораторных условиях на клетках, и для подтверждения результатов необходимы дальнейшие клинические исследования на людях.

Тем не менее исследователи рекомендуют потребителям внимательно читать состав продуктов и обращать внимание на наличие эритритола и других сахарных спиртов, особенно при регулярном употреблении «диетических» сладостей и напитков.